Димитриевская родительская суббота – ближайшая
суббота перед днем памяти св.
великомученика Димитрия Солунского
(26 октября / 8
ноября). Установлена после битвы
на Куликовом поле
. Первоначально поминовение
совершалось по всем воинам, павшим в этом сражении.
Постепенно Димитриевская суббота стала днем заупокойного
поминовения всех усопших православных христиан.

История установления


Димитриевская
суббота установлена великим князем Димитрием
Донским
. Одержав знаменитую победу на Куликовом
поле над Мамаем 8 сентября 1380 года Димитрий
Иоаннович по возвращении с поля брани посетил
Троице-Сергиеву обитель. Преподобный
Сергий Радонежский
, игумен обители, ранее
благословил его на битву с неверными и дал ему из
числа братии своей двух иноков – Александра
Пересвета и Андрея Ослябю
. Оба инока пали в бою и
были погребены у стен храма Рождества Пресвятой
Богородицы в Старом Симонове монастыре.

В Троицкой обители совершили поминовение православных
воинов, павших в Куликовской битве, заупокойным
богослужением и общей трапезой. Со временем сложилась
традиция совершать такое поминовение ежегодно. С Куликова
поля не вернулись более 250 тысяч воинов, сражавшихся за
Отечество. В их семьи пришла вместе с радостью победы и
горечь утрат, и этот частный родительский день стал на
Руси по сути вселенским днем поминовения.

С тех пор в субботу перед 26 октября / 8 ноября –
днем памяти святого Димитрия Солунского (день
тезоименитства самого Димитрия Донского) – на Руси
повсеместно совершали заупокойные богослужения.
Впоследствии в этот день стали совершать поминовение не
только воинов, за веру и Отечество жизнь свою на поле
брани положивших, но и всех усопших православных христиан.

Традиции

В Димитриевскую родительскую субботу традиционно посещают
могилы почивших родных, в церквях и на кладбищах служат
панихиды и заупокойные литии, устраивают поминальные
трапезы.

В этот день, как и в другие родительские дни (на мясопустную и
Троицкую
субботы, в субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого
поста
), православные христиане молятся об упокоении
душ почивших христиан, преимущественно родителей. Но
Димитриевская суббота несет в себе еще особый смысл:
установленная после Куликовской битвы, она напоминает нам
обо всех тех, кто погиб, пострадал за православную веру.

Фото: Анатолий Горяинов
Фото: Анатолий Горяинов

Если
нет возможности в эти дни посетить храм или кладбище,
можно помолиться об упокоении почивших в домашней
молитве. Вообще Церковь заповедует нам не только в
особые дни
поминовения
, но каждый день молиться об усопших
родителях, сродниках, знаемых и благодетелях. Для
этого в число ежедневных утренних
молитв
включена следующая краткая молитва:

Молитва об усопших

Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих,
сродников, благодетелей (имена их) и всех православных
христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная,
и даруй им Царствие Небесное.

Имена удобнее прочитывать по помяннику
– небольшой книжечке, где записываются имена живых и
усопших сродников. Существует благочестивый обычай вести
семейные помянники, прочитывая которые и в домашней
молитве, и во время церковного богослужения, православные
люди поминают поименно многие поколения своих усопших
предков.

Церковное поминовение в родительскую субботу

Чтобы помянуть своих почивших родственников церковно,
необходимо прийти в храм на богослужение вечером в пятницу
накануне родительской субботы. В это время совершается
великая панихида, или парастас. Все тропари, стихиры,
песнопения и чтения парастаса посвящены молитве за
умерших. Утром в саму поминальную субботу совершается
заупокойная Божественная литургия, после которой служат
общую панихиду.

Для церковного поминовения на парастас, отдельно на
литургию, прихожане готовят записки с
поминовением усопших
. В записке крупным разборчивым
почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже
(отвечать на вопрос «кого?»), причем первыми
упоминаются священнослужители и монашествующие с указанием
сана и степени монашества (например, митрополита Иоанна,
схиигумена Саввы, протоиерея Александра, монахини Рахили,
Андрея, Нины). Все имена должны быть даны в церковном
написании (например, Татианы, Алексия) и полностью
(Михаила, Любови, а не Миши, Любы).

Кроме того, в качестве пожертвования в храм принято
приносить продукты. Как правило, на канон[1] кладут хлеб, сладости,
фрукты, овощи и т.д. Можно приносить муку для просфор,
кагор для совершения литургии, свечи и масло для
лампад. Не положено приносить мясные продукты или
крепкие спиртные напитки.

Необходимо помнить

Молитва за усопших – это наша главная и неоценимая
помощь отшедшим в мир иной. Покойник не нуждается, по
большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни
тем более в поминальном столе – все это есть лишь
дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно
живая душа умершего испытывает великую потребность в
постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел,
которыми была бы в состоянии умилостивить Господа.

Димитриевская родительская суббота: история установления, традиции, молитвы
http://www.pravoslavie.ru/put/42594.htm
Православие.Ru — Встреча с Православием.
Православие.Ru — русский православный информационный ресурс.
http://www.pravoslavie.ru/xml/b100x100a.gif

Предыдущая публикация
«
Следующая публикация
»